Тема
урока: Культура Киевской Руси
Цели
урока:
-
образовательная:
сформировать у учащихся представление о достижениях древних славян, месте
древнерусской культуры в культурном развитии Средневековья, показать, что в
начале XII века культура Киевской Руси достигла высшего расцвета.
-
развивающая: развитие общеинтеллектуальных навыков,
навыков анализа текста, умений делать выводы и обобщения.
- воспитательная: воспитание чувства
гордости за богатейшее культурное наследство, полученное нами от предков.
Оборудование: карта «Киевская
Русь в IХ – ХI вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма», «Кириллица»;
памятники древнерусского зодчества – Софийский собор в Киеве, Софийский собор в
Новгороде, Успенский собор во Владимире, и др.; костюм Киевской Руси; изборник
«Повести временных лет»; схема устройства кровли; оружие; карточки-задания;
творческие работы учащихся.
Основные понятия: былины, культура, фольклор, вотчина, миниатюра, береста, летопись, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, крестово-купольное строение, мозаика, патриотизм, икона, фреска, летопись, зернь, скань Основные даты: 1037 – Софийский Киевский собор, 1052 – Софийский новгородский собор, XII в. – Успенский собор во Владимире; 1185 – время написания «Слова о полку Игореве»; конец XII в. – «Хождение игумена Даниила», «Поучение Владимира Мономаха»
Основные личности:
Нестор-летописец, Даниил Заточник, Владимир Мономах.
Проблема:
Так что же собой представляла древнерусская культура: самобытное уникальное
творчество славян или плагиат (воровство, заимствование) культуры соседей
(Византии, кочевников, варягов)?
Решение
проблемы: Культура славян формировалась не изолированно, а
на базе уже имеющихся культурных образцов: культура славянских племен, культура
Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария,
угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря
такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой,
многоликой, интересной. |